+7(911)9997491

Настройка усилителя с процессором на примере Md.Lab

Предлагаем обсудить особенности интеграции и настройки усилителей Md.Lab серии DSP в различные марки автомобилей.
Основная идея, это дать возможность пользователям не только самим производить настройки, но и делиться ими с владельцами аналогичных автомобилей и похожих систем.
Мы ни в коем случае не претендуем на истину в последней инстанции.
Наша задача - простым языком, без всяких заумных терминов поделиться нашим опытом по настройке процессоров. Мы прекрасно понимаем, что продукт, представляемый нами, не является непревзойденной вершиной Хай-Энда, но вместе с тем уверенны, что при грамотной настройке позволит дать фору более именитым брендам и продуктам!


Итак, имеем усилители Md.Lab AM-80.4DSP, AM-100.4DSP, AM-1000.1DSP. Во всех трёх аппаратах стоит одинаковая плата процессора, поэтому для удобства будем рассматривать настройку четырехканальника. Вдобавок ко всему, попробуем немного усложнить задачу. Представим, что стоит задача усовершенствовать аудио систему автомобиля, но при условии сохранения головного устройства.
Как показывает практика, таких случаев становится все больше и больше.
В результате у Вас есть два варианта - выпаять низковольтные сигналы с предварительного усилителя магнитолы или воспользоваться преобразователями сигнала с высокого на низкий уровень, благо, что на рынке сейчас таких девайсов превеликое кол-во.
Если позволяет бюджет, то мы настоятельно рекомендуем модель Md.Lab SQ6 или ее бюджетную версию Md.Lab SQ5

Итак, усилитель уже стоит в машине, сигналы заведены, питание подключено.
Для настойки вам понадобится ноутбук и установленная программа. Скачать софт можно здесь
После установке драйверов, открываем программу. Выглядит это так:


Шаг следующий - подключаем кабель USB, убедившись, что единственный переключатель на корпусе усилителя находится в положении РС, далее нажимаем кнопку поиск порта, а затем кнопку On Line . Усилитель готов к работе.









Перед тем как выставить входной уровень, мы рекомендуем выбрать хотя бы приблизительные значения кроссовера, это особенно важно если Вы используете поканальное усиление. Так, к примеру, для твитеров (каналы 1 и 2), для начала можно выставить типичное значение 4kHz 12db/Oct.








Каналы 3 и 4, если они работают в полосовом режиме, можно подрезать с низу на частоте 80 Hz, а сверху на той же частоте 4 kHz. Для первичной настройки этого будет вполне достаточно и не приведет к выходу из строя акустические системы.








Для мидбасовых динамиков мы рекомендуем применять срезы более высокого порядка - 24db/Oct.
В дальнейшем при точной настройке вы можете поставить другие значения кроссовера, применимые к конкретной акустической системе, конкретному автомобилю и вашему предпочтению.
Если вам лень настраивать каналы по отдельности, то их можно объединить, к примеру: первый со вторым, третий с четвертым. Для этого в окне напротив канала 2 выберите 1, а напротив канала 4, выберите 3, или в любом удобном для вас варианте.








После этих операций можно смело приступать к выставлению входной чувствительности. Для начала выставите уровень громкости на головном устройстве чуть больше чем на ¾ от максимума, это вызвано тем, что в большинстве магнитол после этого значения наступает клипирование сигнала, либо происходит автоматическое снижение уровня низких частот. После этого выставите значение входной чувствительности на усилителе.








Теперь самое время опять вернуться к настройкам кроссовера. Варьируя различные частоты среза, крутизну фильтров и уровень громкости каждого динамика, добейтесь максимально нейтрального звучания. Пусть вначале оно не будет красивым, точным и эффектным! Главная задача добиться более-менее чистого звука без видимых (в нашем случае слышимых) искажений.

По всем правилам и методикам настройки процессорных систем, самое время заняться тайм корректором, т.е. согласовать фазовые и временные характеристики. Это абсолютно верно, но тем не менее мы предлагаем немного отойти от такой практики и перейти сразу к настройке эквалайзера. Постараемся объяснить, почему мы поступаем так. В принципе настраивать эквалайзер можно до плюс бесконечности, выбирая те или иные кривые амплитудно-частотной характеристики, но на данном этапе нам этого не надо, нам лишь надо понять какие максимальные пики в АЧХ можно безболезненно вырезать, а катастрофические провалы немного выровнять.
Вторым поводом служит то, что мы как «ленивые» люди уже объединили каналы 1+2 и 3+4.
В этом случае нам не придется настраивать эквалайзер четыре раза, т.к. блок эквалайзера независим для каждого канала.


Для настройки АЧХ вам понадобиться трек с записанным «Розовым» шумом (к примеру, 16 трек на официальном диске ЕММА 2012) и анализатор спектра - он может быть как профессиональным, портативным, встроенным в виде программы в ПК, так и достаточно примитивным в виде приложения на смартфоне. Точность измерений на данном этапе не так важна. Напомним, Вам нужно лишь отметить самые большие пики и попробовать сгладить их. Для этого Вы можете оперировать не только уровнем той или иной частоты, но и, включив кнопку «Q», изменять добротность фильтра, т.е. форму резонансной кривой. Для примера, во многих автомобилях может возникнуть стоячая волна в диапазоне 100-200Hz. На спектроанализаторе Вы отчетливо видите пик, допустим 125Hz, и пытаетесь его вырезать, но несмотря на все усилия пик не уменьшается и на слух дает очень неприятный на слух бубнящий звук.


Возможно, это происходит потому, что реально этот пик находится не на 125, а к примеру на 110 или 130 герцах. Установив минимальную добротность фильтра, можно захватить соседние частоты от 125, тем самым избавиться от неприятного звука.

Хотим напомнить, что не смотря на достаточно большие диапазоны регулировки уровней эквалайзера ( -20/+20 дБ), увлекаться крайними значениями не стоит, особенно это касается подъема (усиления) той или иной частоты.
Регулировка в + не должна превышать 3-4db, даже если на дисплее анализатора существует очень сильный провал!

Вот теперь настала пора заняться временными задержками…
Прежде всего, не забудьте, что ранее мы объединили каналы 1и2, и 3и 4.
Необходимо назначить каналы согласно нумерации.







Следующий шаг - это согласование твитера и мидбаса между собой в области фазочастотной характеристики. Делается это достаточно просто. Чаще всего ВЧ динамик находится ближе к слушателю, чем мидбас, именно поэтому задержку будем вносить именно в этот канал.
Используя трек №3 с диска ЕММА (моно сигнал левая сторона) вводим задержку в канал 1, и добиваемся эффекта звучания в одной точке. Такой эффект очень хорошо слышан на звуке рояля. Другими словами, мы поднимаем звучание НЧ динамиков, установленных, как правило, в нижней части двери, на высоту установки твитера.





Повторяем процедуру с каналом 3, используя трек №7.
Теперь переходим к формированию центрального звукового образа.
Для удобства, наклейте на лобовое стекло, в предполагаемый центр звуковой сцены кусочек изоленты - это будет визуальная точка центра.
Для этой процедуры используйте трек №5. Так же неплохо подходит для этой цели аудио книга, или фонограмма, записанная в моно.
Начните плавно вводить задержку в канал 1(левый твитер).
Для удобства можно отключить звук в каналах 3 и 4.


Как только фантомный звуковой образ достигнет нужной точки, можно попробовать поиграть с чувствительностью канала 1 (напомним, что по умолчанию мы настраиваем автомобиль на водительское место автомобиля с левым рулем). Как правило, для точной локализации и фокусировки образа, в зависимости от ширины салона автомобиля, придется сделать левые каналы на 1-2db тише.
Повторите эту процедуру для канала 3.



После чего включите все каналы и проведите финальную настройку центрального образа. Напомним, что центральный образ не обязательно должен находиться в центре лобового стекла. Главное, что бы он находился в геометрическом центре между левым и правым звуковыми образами, т.е. краями звуковой сцены.
В большинстве случаев, при такой задержке на фронтальных каналах, и традиционной установке сабвуфера, Вам не придется производить дополнительную коррекцию по басу. Басовая составляющая будет находиться в нужном месте - на фронте, и не будет оттяжки назад!
Если это все же происходит, то поменяйте полярность сабвуфера. Напомним, что все выше сказанное подходит для настройки типичного салона автомобиля, если это не 7-метровый лимузин. Для более точной фокусировки баса, при использовании нашего моноблока AM-1000.1DSP, можно так же ввести очень маленькую задержку в сабвуферный канал.
В качестве ориентира - на треке №9 диска ЕММА постарайтесь добиться слышимого щелчка на бас бочке.
Если для сабвуферного канала вы используете мостовое соединение наших четырех канальных усилителей, не забудьте объединить каналы в разделе Link.
Вот только теперь, если Вас еще что-то не устраивает тембрально, можно заняться более точной настройкой эквалайзера, убрать шероховатости, добавить «воздуха» ну и т.д.

Пожалуйста, не забывайте сохранять даже промежуточные настройки! Вы можете сохранить в память усилителя до пяти прессетов, и неограниченное кол-во настроек в память Вашего ноутбука.
Наслаждайтесь музыкой!

Предлагаем для ознакомления файл настройки, сделанный нами для автомобиля Форд Фокус 2 3дв.
Состав системы:
Фронт MD.Lab SP-A17.2C поканально
Сабвуфер MD.Lab SW-B12F
Усилители MD.Lab AM-80.4DSP на фронт / MD.Lab AM-1000.1DSP на сабвуфер

Расположение акустики: Твитеры в уголках зеркал. Мидбасы в доработанных штатных местах, Сабвуфер в багажнике в ящике бандпасс, ящик получается довольно компактным (чертёж).